ГЛАВНАЯ  позвонить по Skype | Skype call отправить письмо | send E-Mail

Алтай 1996: водный турклуб МГУ в горах

Кош-Агач — верховья Карагема — горная 2-ка (перевалы 1б+1б+2а+1б) — Шавлинские озера — Чибит — сплав по р. Чуя (катамараны)

От Кош-Агача забрасывались на телеге:

На подходах к перевалам время от времени приходилось преодолевать крупные и мелкие ручейки:

«Орбиту» (горная 2а) — единственный снежно-ледовый перевал — шли в связках по 4 человека, т.к. на двенадцатерых было только 3 ледоруба, трое кошек и три основняка. Групповое фото на южном склоне перевала:

Трое позднее ушли через перевал Абыл-Оюк назад, в верховья Карагема, чтобы пройти с группой Марчука водный маршрут Карагем-Аргут. Мы же спустились к Шавлинским озерам и после 35-километровой пешки подошли к Чибиту, где собрали катамараны и поплыли по Чуе.

Мой ледоруб был, несомненно, раритетом: кованый ВЦСПС с дубовым древком. Рюкзак для похода был сшит своими руками на "зингере" 1905 года выпуска:

Желудочный кадавр, или "Голод — не тетка". Растущий организм школьника непрерывно требовал пищи:

Холодная ночевка:

Вид с перевала "Москвич". При подъеме на него Маше А. в бедро прилетел увесистый дискообразный камень. Половина бедра превратилась в сплошную гематому:

Ниже приведен фрагмент дневника Андрея Олохтонова, руководителя водной части, с моими комментариями.

Чуя. Дневник водной части похода by Андрей Олохтонов

Рук. Олохтонов Андрей
Категория сложности IV (водная), говорят, что с элементами V

От перевала Абыл-Оюк шли:
Андрей Олохтонов
Антонина Андреева
Сергей «Лебедь» Яковлев
Мария Алексеева
Юлия Прахова
Кирилл Дронов
Елена Евланова
Елена Арсенина
Дмитрий «Кадет» Михин

В Чибите к нашей группе присоединился Николай Веденов (К2), а также группа Коссовского (без самого Коссовского) в составе семи человек: Сергей «100 пудов», Саша, Илья, Тимур Шапорев, Лена, Сергей Немытов и Ира Васильева.

5 августа

На перевале Абыл-Оюк встретились с группой горников из Барнаула, идущих навстречу. Для нас выход на перевал был радиальным, поэтому спускаться нужно было в одну с ними сторону. Последние советы от Зыкова и компании, затем легкий и быстрый спуск по сыпухе к подножию перевального ледника. (...)

Д.М.: Цирк ледника "Мечта" перед перевалом "Абыл-Оюк":

Вернулись к базовому лагерю, а там и супчик готов, и барнаульцы поджидают — тоже, наверное, чаю хотят. Послушали рассказов про _ужасно_ страшный и сложный спуск по леднику на обороте перевала. Сало у них вкусное... Страшно заинтересовались тем, как и где в Москве можно раздобыть снаряжение — ботинки, ледорубы и проч. За разговорами съели суп, в который, оказывается, Кадет подложил тушенку, которую он нашел валяющейся в ржавой банке на перевале. Там вообще много валялось странных вещей..

Д.М.: Я был дежурным, поэтому спустился с перевала первым, максимально быстро — на грани фола, за что позже получил заслуженных люлей от Лены. (Тише, тише, иначе ты весь сотрёшься, и в долину спустится только твоя голова! — Ходжа Насреддин.) Добежал по леднику до лагеря и, поставив вариться супчик, вскрыл найденную на восхождении тушенку. Банка была помятой, слегка ржавой, промаркированной 1984 годом, но содержимое выглядело вполне аппетитно. На всякий случай я прожарил его на крышке кана и засыпал в суп.

Время еще раннее, так что тормозить не стали, собрали лагерь и потопали вниз. Хорошая тропа, тщательно размеченная турами, ведет вниз к Верхне-Шавлинским. Две неполных ходки — и мы на озере, теперь уже сами в гостях у Барнаула. Слух про немеряно крутых парней, которые собираются брать "Зеркало Красавицы" — нечто отдаленно похожее на перевал рядом с вершиной "Красавица". Скорее уж это почти отвесный ледопад высотой около 200 метров (на глаз)...

Д.М.: На фоне «Зеркала красавицы» мне посчастливилось поймать в кадр горного козла:

Эксперт говорит — по правому берегу не ходить, ходить по левому. Послушались, и не пожалели. Левобережная тропа хорошо натоптана, идет где возможно, по кромке озера. По правому берегу — нагромождение камней величиной с небольшой вагон, торчащих из воды. На выходе из озера протока полностью уходит под камни, и тропа возвращается на правый берег. Натоптано так, как будто тут гоняли стадо бегемотов. Просто high-way по сравнению с ослиными тропками вдоль притоков Карагема. Быстро спускаемся вдоль Шавлы к озеру Шавло. Вечереет. Иногда дождик. Стоянки, стоянки — как правило, занятые. Наконец — вот она, свободная полянка, заставленная отходами жизнедеятельности туристов — всякими статуями и прочими бревнами. Плохие дрова. (Растет здесь преимущественно лиственница — Д.М.) (...)

6 августа

На сегодня план — 15-18 км,до Шабаги и по ней вверх до "Двух притоков". Дождик. Тропа местами заболочена, высокие мокрые кусты. Льется с них — прямо в ботинки... Примерно в полчетвертого дошли до Шабаги и свернули по тропе вверх. Дождь, наконец, перестал, пообедали с костром прямо на тропе. Навстречу стали попадаться группы. Девушке из Челябинска отдали ледоруб (с возвратом, конечно. Вернет ли?). Кошки она уже нарыла раньше. В лесу много грибов.

К вечеру дошли, наконец, до первого из двух притоков, действительно есть хорошая стоянка. Хорошо бы найти еще одну повыше, после второго притока... пошли искать. Нет не только стоянки, но и притока. Опять пошел дождь, затем ливень. Пошел на разведку и за 15 минут добежал до границы леса... что-то не так. Отступаем! Вернулись к стоянке и сделали хороший костер, почти по-зимнему. (...)

7 августа

Погода облачная, но дождя пока нет. Быстро уматываем вверх и через пару ходок оказываемся выше низких облаков. За поворотом долины погода совсем другая. Однозначные ориентиры — Ештыколь, скальные пики на вершинке 2620, каменные ворота перевала Орой... Навстречу — группы. Невесело им с водными рюкзаками, и далеко еще. Мы-то знаем, сколько.

Почти каждая группа передает нам привет от людей Коссовского — они ждут нас на нижнем броде через Орой. Вниз идется легко. В шестом часу мы у того самого нижнего брода — и действительно, нас ждут. Правда, отсюда до Чибита еще около двух часов ходу. Идем сегодня, нечего оттягивать стапель. По пути вниз (вниз!!) вдоль Чуи крутые подъемы на обходе Мажойского каскада. Тяжело даже с легкими горными рюкзаками. Похоже, что участок от Чибита до верхнего брода Ороя — самая трудная часть пешки на Шавлу.

Примерно в семь часов дошли до моста в Чибите, сносное место для лагеря. Быстро освободили рюкзаки и пошли за заброской — пока светло. Ух, и тяжелая же заброска.. <Катамараны, водное снаряжение и часть продуктов оставляли в Чибите — Д.М.>

На обратном пути начался дождь и помог пару раз ощутить редкую разновидность удовольствия — прислонив рюкзак к камню, подставлять лицо струйкам дождя.. В Чибите магазин, почта, начальство — выписывает "путевки" для туристов и собирает деньги. Девчонки в лагере не догадались попрятаться по палаткам, когда пришел начальник, и были посчитаны. (...)

8 августа

Стапель. Выше по тропе на Орой вчера заметили березнячок, сегодня пошли готовить ставы. За полдня нарубили и ошкурили, Коссовские помогли отнести дрова вниз. Нашелся Коля Веденов — Лебедь перехватил его на пути к Орою. Оказывается, Коля обошел наш лагерь по незаметной нижней тропке и собрался пилить вверх. Так можно и до Шавлы дойти.

К вечеру стапель не закончен, лишь связали рамы. Пушки, упоры и прочее оставили на завтра. Погода хорошая, солнечно, пряники из магазина. Коля. Шампанское в честь окончания горной части <...и колиного дня рождения =) — Д.М.>

9 августа

Стапель. Трижды перевязывал свою пушку — все скользит тренога. Остальные пошли легче. Продолины не очень удачные, кривоваты и к тому же толстые у комля (около 10 см в диаметре), к верхушке подходят тоненькими прутиками. Впрочем готовый став оказался вполне прочным.

Наконец-то, к 5 часам, стапель окончен. Относим вещи к мосту, а каты — повыше, на самый выход из Мажоя. Пробный сплав! (...)

Д.М.: Я, в свою очередь, собирал катамаран-двойку из мелиоративки. Не помню, кто дал нам этот катамаран, но он сыграл с нами злую шутку. Баллоны двоечки немилосердно травили. Добро бы, если по швам, — их можно было бы пролить клеем; но травили они по всей поверхности.

Привязав вещи, наконец сплыли. Полтора часа ходу — и встаем на левом берегу. Хватит на первый раз. Порогов не было, но все почему-то устали. Коля развел пионерский костер в полтора метра высотой, от него светло и тепло. Завтра первые пороги.

10 августа

Вода на Чуе необычайно высокая (по словам местных жителей, «Чуя большая»). Ищем пороги, но пока не находим. Неужели залило? Вот жалость-то.. Хотя нет, наконец показался ориентир — справа у тракта стелла. А вот и он — порог «Сумрачный» — сужение реки, стоячие валы, отбойники от берегов. Неожиданно нос четверки проваливается так, что я вижу с кормы не только носовых внизу, но и то, что до дна этой водяной ямы еще далеко. Ого! Неплохо.

Затем порог "Буревестник" — попроще, но с камнями в русле.

Порог «Бегемот»

Неожиданно быстро подходим к "Бегемоту". Не заметить его невозможно. Обнос вещей, просмотр, перекус, расстановка страховки и фотографов занимают довольно много времени.

Первая бочка в пролете моста кажется не страшной — видимо, из-за того, что очень компактно расположена. Затем вторая, на небольшом левом повороте — вот это "для мужчин".. Наши катамараны-четверки (объем около 3 тонн) совсем не кажутся большими. Не поставило бы "на свечку".. Если проходить чуть левее центра, то третью — такую же матерую — бочку можно лишь "задеть" правым баллоном. После этого на плавном правом повороте нечто вроде улова. Здесь перед четвертой, последней бочкой я расставил чальщиков. Ну, понеслась!

Первую прошли гладко, хотя останавливает резким рывком. Затем очень быстро вышибает кат вперед, так как почти вся река ударяет по нам сзади (все-таки пролет моста). Во вторую бочку зашли как хотели, чуть левее центра. Там, конечно, о гребле речи не было, удержаться бы за раму — на первых двух-трех особенно высоких валах. К началу третьей бочки подошли полулагом, носы смотрят вперед и влево, почти как нужно, но "выдернуть" кат из-под бочки практически не успели — только носовых. Пришлось выгребать к чальщикам, идя кормой по валам, да еще лагом...

После чалки остались на активной страховке и ждем прохода остальных судов. Коссовские обносят четверку. Кат-4 Лебедя прошел мимо нас удачно и зачалился ниже порога. Потом оказалось, что вторую бочку они прошли кормой...

Хорошо прошла двойка Кадет-Лена:

Д.М.: Обратите внимание, насколько сдут наш кат — а ведь поддували непосредственно перед стартом, несколько минут назад:

Наша быстро сдувающаяся двойка проходит порог Бегемот. Щеки — не лопнули (Д.М.)

Двойку Немытова (который решился провести ее с Лебедем) кильнуло в первой бочке через корму и вынесло прямо на нас струей. Впрочем, ловить их оказалось не нужно, зачалились самостоятельно ниже нас метров на 30. Стоянка чуть ниже порога.

Д.М.: У Немытова с Ирой была синяя изящная спортивная двоечка, объем которой маловат для такой воды. Ничего удивительного, что ее перевернуло в мощной бочке под мостом.

Похоже, что первая бочка в "Бегемоте" — самая крутая.

11 августа

Пороги "Классический" и "Слаломный" — препятствия немного послабее. Проводим наш кат и стоим на активной страховке. Пришел Лебедь — без проблем. Пришла двойка Немытова. А вот и наша двойка — Кадет-Лена, сидят на раме, а кат-то кильнутый!

Надо ехать, чалить. На струю выскакивает двоечка Немытова, легко догоняет кильнутую двойку и... все. Зачалить ее с легкого ката почти невозможно, так и поплыли рядом. Лебедь решил, что ему тоже пора помогать и очень быстро загнал свой экипаж в упоры и оттолкнул кат. Дело происходило в небольшом улове перед здоровенным камнем, и кат, конечно же, навалило на него. По пути оказалось, что носовые не в упорах, что Юля успела расстегнуть спас и снять каску. Вот и киль четверки. Н-да.. Спасработы идут полным ходом. Новые оранжевые днища баллонов издалека бросаются в глаза — ЭТО действительно случилось!

Д.М.: Зрелище крайне комичное, несмотря на серьезность ситуации.

Отваливаем от берега, проходим совсем близко от Юли, которая выбралась на большой камень метрах в 5 от берега. Вроде в порядке, улыбнулась. Ниже по течению Кирилл чалит перевернутую четверку. Ладно, тут жизнь есть. Поехали вперед, за двойками! Вперед, быстрее вперед! Нагнали двойки метров через 200, зашли ниже по струе и все вместе залезли в огромный улов по правому берегу. Пара неприятных секунд при чалке спутанных двоек и все в порядке.

Немного подождали на берегу и переплыли с Немытовым на левый берег на двоечке. У четверки Лебедя есть проблемы. Юля ударилась головой без каски об камень, теперь голова кружится. Рядом стоит четверка Коссовских. До вечера Юля больше не матрос — замена состава, она садится к Коссовским пассажиром. Симптомов сотрясения вроде нет, но голова болит.

Перечалились все вместе на правый берег, устроили обед. Коля травит душу рассказами как в Белом Боме по пути в Чибит он ел шашлык с разными соусами, в уме возникает изображение мангала и запах жареного мяса... Мы-то на маршруте уже около 20 дней (считая горы). Решено: в Белом Боме чалимся и идем за шашлыком. (...) Чалимся там, откуда по словам Коли до шашлыка ближе всего, остальные чуть ниже. Подбегаем к ТОМУ месту, а там... ну конечно же пусто. Вот непруха.

Ну да ладно, сплавились метров 100 до остальных, уже вечереет, пора и стоять. Коля решил: если шашлык не идет к нам, то за ним надо сбегать самим. Хорошо, пусть будет так. Отправил все суда до стоянки, а сами остались ждать Колю и Тонечку. Прошло время, и они вернулись. С мясом, картошкой, другими вкусными вещами и рассказами: говорят, что встретили мотоциклиста. Он видел, как под следующим мостом перевернулся большой катамаран (все загляделись на его красивый мотоцикл).

Когда мы доплыли до стоянки, оказалось, что мужик ничего не приукрасил. Кат действительно навалило на бык моста и кильнуло. Оказалось что кат — Коссовских, и наша Юля искупалась второй раз за день.

Вечером ОЧЕНЬ вкусная еда из мяса с картошкой <в горло не лезла совершенно — Д.М.>

12 августа

Полудневка. Заканчиваем ремонт коссовской четверки, которая немного попортилась об вчерашний мост. Выдрано несколько ушей, а так как они были вделаны прямо в шов чехла — то в чехле получились дыры, через которые наружу лезет баллон. Погнута одна продолина. На нашем кате при прохождении "Бегемота" повреждена моя пушка (вдавило треногу), так что пришлось чинить. Кадет завтра линяет с маршрута, разобрал и сушит двойку.

Вышли после обеда, Кадет пассажиром у нас, а Лена — у Лебедя. В Иодре высаживаем его на берег, завтра в районе 08:50 утра должен пройти автобус из Чибита. (...)

Андрей Олохтонов, Москва, 1996
оригинал текста хранится в Библиотеке Мошкова

Вверх ^^

Комментарии, вопросы, предложения? — пишите!..

На главную »


Rambler's Top100